Почему в строительстве коррупции будет меньше

Почему в строительстве коррупции будет меньше

80% объектов строительства можно вводить в эксплуатацию онлайн.

Строительная сфера всегда вызывала немало нареканий из-за своей непрозрачности и чрезмерной бюрократии при получении различных деклараций и разрешений. Однако начиная автоматизацию этой сферы, мы даже представить не могли, что введение одной из е-услуг – декларации о готовности к эксплуатации объекта - растянется на полтора года, а нам придется инициировать изменения в законодательстве в сфере государственной регистрации.


Философия работы Государственного агентства по вопросам электронного правительства – не только вводить новые электронные сервисы, но и максимально упрощать их "внутреннюю логистику". Такой логикой мы руководствовались и сейчас. С самого начала мы стремились не просто автоматизировать нынешние порядки предоставления услуг в сфере строительства, но и значительно упростить их, сократить количество документов, требуемых от заявителя. И путь воплощения задуманного в жизнь оказался непростым.


Для начала необходимо было законодательно предоставить гражданам возможность в электронной форме подавать документы, а органам Госархстройинспекции (ГАСИ) – их обрабатывать. Для многих юристов и чиновников е-форма до сих пор остается чем-то космическим и запрещенным. На борьбу с бюрократическими мельницами (с учетом всех согласований и внесения изменений в правительственные постановления и ведомственные приказы) мы потратили около полугода. Как результат – появились юридические основания для введения услуг онлайн. Но здесь возник один интересный нюанс.


Основания для злоупотреблений сведены на нет

Административная услуга по регистрации готовности объекта к эксплуатации – это лишь часть большого квеста. Поскольку, если регистрировали новостройку, необходимо было обращаться к государственному регистратору и регистрировать вещные права. И в соответствующей нормативно-правовой базе, регулирующей предоставление этой услуги, требовалась бумажная копия декларации или сертификата о готовности объекта к эксплуатации.


На практике такой порядок давал широкое поле для злоупотреблений. Скажем, когда декларацию в ГАСК регистрировали на одно здание, а затем права – уже на "модернизированное". Делалось это довольно просто – путем подделки и изменения средних страниц декларации. При этом менялись наиболее важные параметры, например, площадь или этажность построенных объектов, ведь государственный регистратор не мог проверить подлинность таких документов.


Во время реализации проекта несколько государственных регистраторов мне лично показывали поддельные декларации. В которых, скажем, реально было введено в эксплуатацию здание с площадью до 100 кв, а для регистрации прав поданы документы на здание более 200 м кв. И только «шестое" чувство государственных регистраторов помогало выявить такие ситуации и не допустить манипуляций.


Мы не могли позволить таких у вещей в нашей обновленной услуге, поэтому ввели электронное взаимодействие между реестром прав Минюста и строительным реестром ГАСИ. А из перечня документов, требуемых от гражданина при регистрации прав, изъяли требования по предоставлению соответствующих бумажек. Что также потребовало внесения изменений в соответствующее постановление и ведомственные приказы и отобрало еще полгода.


Как результат – с ноября 2016 государственные регистраторы могут в режиме онлайн проверять зарегистрированные декларации и сертификаты о готовности к эксплуатации объектов строительства. Это ликвидировало любые возможности для злоупотребления и окончательно сняло все барьеры для внедрения электронных услуг в градостроительной сфере. И первые положительные результаты нашей летней "экзекуции" уже есть – за последние полгода 30 тыс. раз украинцы не подавали дополнительных документов при регистрации прав. И не было никаких злоупотреблений по этому вопросу.

Более 2600 объектов строительства начато или введено в эксплуатацию онлайн

В общем 2016 более 100 тыс. объектов строительства начато и почти 50 тыс. введено в эксплуатацию на основании уведомления или декларации, которые до сих пор можно было подать только в бумажной форме.


Теперь мы ввели принципиально новый уровень качества обслуживания для украинцев: уведомления или декларации в любое удобное время 24 часа в сутки 7 дней в неделю через Интернет. А полностью автоматизированная форма с подсказками значительно минимизировала риск допущения ошибок и оснований для отказов.


Электронные услуги пока касаются наиболее популярных объектов категории СС1, к которым относится частная застройка, малоквартирные дома, административно-бытовые здания малого и среднего бизнеса. Это – около 80% всего строительства в Украине.


В наших планах – до конца года ввести е-услуги для всех категорий сложности в сфере строительства. Кроме того, вместе с ГАСИ мы сейчас работаем над внедрением первой в Украине полностью автоматической электронной услуги – сообщение о начале строительных работ.


Более десяти лет назад Европейский Союз определил для своих стран 20 направлений публичных услуг, которые обязательно должны быть предоставляемы в электронной форме (12 направлений – для граждан, и 8 – для бизнеса).

В украинских реалиях – это около 100 приоритетных административных услуг, являющихся наиболее востребованными, общественно важными и, к сожалению, пока коррупционными. Речь идет о сферах земельных отношений, градостроительстве и природоохранной деятельности. А также – сфере государственной регистрации, налогообложения, получения личных документов, социальной защиты и многое другое. Этот перечень приоритетных услуг утвержден правительством вместе с Концепцией развития электронных услуг в Украине и будет введен в режиме онлайн к концу 2018 года. Над этим мы и работаем.


Источник: НВ Бизнес


Вам необходима наша помощь?
1. Позвоните нам:
+ 38 (099) 9817805
+ 38 (063) 6736351
2. Напишите нам:
denis.shashlykov@gmail.com
globus.nikopol@gmail.com
3. Приходите:
м. Никополь, ул.Первомайская, 1
Мы готовы решить Вашу проблему!

Нет комментариев
Добавить комментарий